Великие религиозные реформаторы XVI века и все приверженцы экономического прогресса и процветания, сделав акцент на значимости труда, всё же увели в тень важное достижение античности и средневековья - то, что называлось «vita contemplativa», то есть созерцательная жизнь.
⠀Понятие «созерцательная жизнь» - это практика, когда человек, отвлекаясь от повседневных дел (в течение часа или двух), предаётся размышлениям и досугу, в результате чего в нём пробуждается другое начало.
⠀
Реформация в своем увлечении трудовой этикой забыла о том, что внутри нас есть НЕЧТО (наше подлинное «я»), и это НЕЧТО связано не только с трудом и самоотверженной работой. Это НЕЧТО - наподобие окна нашего внутреннего мира, но раскрывается оно только при одном важном условии - когда у нас есть досуг, не связанный с нашим трудом.
⠀
Досуг - это измерение совершенно не утилитарное, на первый взгляд, не приносящее никакой очевидной пользы или выгоды. Но это и есть наше подлинное «я». Ибо в мире существует не только польза. Есть что-то более важное. И если мы с упоением трудимся, добиваясь своим трудом и уважения, и всяческих благ, то в этой одержимостью работой мы это важное «окно» держим закрытым, и оно никогда не откроется в нас. И мы не узнаем себя и не обретем то пространство свободы, о котором все вроде бы слышали.
⠀
Так или иначе, но все социальные преобразования в мире шли под лозунгом освобождения человека от тягот труда и предоставления ему лучших условий для жизни, в том числе и права на отдых и досуг.
⠀
И я уже обмолвилась ранее, что современное англоязычное слово, означающее досуг - слово «leisure» - вошло в обиход только в XIX веке, когда не только у аристократов, но и у всех классов появилось больше времени к досугу разного вида.
⠀
Как и благодаря чему это произошло, и к чему привело, я расскажу в следующий раз. А ещё я хочу, чтобы вы задали себе вопрос, каков ваш досуг, и попытались на этот вопрос ответить. Не обязательно здесь, но мне тоже интересно).