В 1947 году, сразу после Второй Мировой войны, была опубликована блестящая работа двух философов Франкфуртской школы Макса Хоркхаймера и Теодора Адорно, которая называлась «Диалектика просвещения».


И хоть книга вышла более 70 лет назад, многие проблемы, обсуждаемые в ней, и сегодня актуальны и не кажутся устаревшими. Особенно интересна четвёртая глава - «Культуриндустрия. Просвещение как обман масс».

Итак, кое-что нам уже известно: раньше подлинным досугом наслаждались привилегированные группы людей, располагавшие свободным временем для саморазвития и раскрытия своего подлинного начала А большинство людей не имело возможностей для досуга, так как они должны были работать, чтобы выживать.

К XX веку эта ситуация стала постепенно меняться, и способ жизни избранной элиты стал расширяться на всё большие группы людей. Но этот идеал обратился в свою противоположность, потому что когда у современных людей появилось больше времени для досуга, они стали употреблять его не на те цели, на которые надеялись идеологи Просвещения.

Потому что элиты изобрели для этого большинства квазидосуг («квази» – мнимый, ложный), который Хоркхаймер и Адорно назвали «индустрией культуры».

Что это такое?

Это практика развлечений, направляемых сверху, когда над досугом захвачена власть индустрией. Когда радио, журналы и кино (тогда они писали только о них) стали бизнесом, который должен развлекать, но при этом это развлечение не должно порождать у зрителей или слушателей какие-то серьезные мысли. Это развлечение без рассуждений, это развлечение без активности. Или это пассивное потребление (мысль потом разовьет Жан Бодрияр в книге «Общество потребления», 1970).

Главная же мысль Хоркхаймера и Адорно заключается в том, что досуг, который стал завоеванием большинства, обращается не на личность каждого из нас, а только для того, чтобы мы восстановили свои физические и эмоциональные силы или кондиции для работы.

Таким образом, досуг стал продолжением работы, досуг стал производной от работы. И его цель – вернуть нам силы, чтобы снова запустить рабочий процесс. И это можно назвать уничтожением досуга.

Что же делать? Надо думать!...

О лучшем
В прошлой публикации я привела неутешительный диагноз философов Франкфуртской школы, которые признали, что досуг, став завоеванием большинства, свелся...
Прогресс, богатство и досуг
В XIX веке досуг перестал быть привилегией аристократии и стал доступным для всех классов. Произошло это благодаря Промышленной революции, открывшей ...
Оставить комментарий
Примечание: HTML не публикуется!
You might also like

Старый знакомец

Мои рисовальные опыты продолжаются. Рисунок с чистотелом - уже третий по счету из моих ботанических изображений....
Ирина Шаврина Четверг 22 октября, 2020
просмотров: 127 читать далее ⟶

Последний штрих

В своей предыдущей публикации я остановилась на эмбарго, которое Англия ввела на вывоз графита в Европу. Он, конечно же, проникал контрабандой, но стоил чрезвычайно дорого....
Ирина Шаврина Воскресенье 25 октября, 2020
просмотров: 104 читать далее ⟶