В прошлой публикации я привела неутешительный диагноз философов Франкфуртской школы, которые признали, что досуг, став завоеванием большинства, свелся к пассивному потреблению или, в лучшем случае, стал способом восстановления физических и эмоциональных сил. Они назвали это уничтожением досуга, потерей смысла досуга, который мы определяем как реализацию и свободу (то, что Аристотель называл счастьем).

Со времён Хоркхаймера и Адорно все только усугубилось - добавились телевидение, интернет и социальные сети. Мы теперь можем развлекаться на тысячу ладов. Наше внимание раздирают на части сотни источников, и мы утратили способность задерживаться на чем-то более, чем несколько секунд. О каком же свободном, созидательном и полном глубины времяпрепровождении можно говорить? Мы, кажется, окончательно утрачиваем последние навыки и привычки к подобным занятиям.

И все же, я считаю, не все потеряно. Один из способов решения проблемы предлагает известный политический философ Лео Штраус. Как будто возвращая нас к идее «схоле», Штраус видит выход в классическом образовании. Именно классическое образование является противоядием от массовой культуры и напоминает о человеческом величии.

Классическое образование также порождает множество разнообразных интересов и занятий, которые глубоко обогащают и позволяют становиться лучше. Потому что смысл досуга (по мысли Аристотеля), в том, чтобы продуманно проводить время, получая ощущение внутренней глубины и полноты жизни. Дать эту полноту, глубину и счастье может многое - и прогулки в парке, и чтение, и посещение музея, и встреча с друзьями, и путешествие.

Но важно одно обстоятельство. Если после прочтения книги, просмотра фильма, прогулки или выставки мы зададим себе вопросы: «Обогатила ли меня эта книга, этот фильм, эта встреча с другим человеком? И как? Стал ли я лучше и счастливее от того, что посвятил время именно этому занятию?»... и ответим на них, то мы на правильном пути.

«Жизнь слишком коротка, чтобы провести ее с любыми, а не лучшими книгами» - говорил уже упоминаемый мной Лео Штраус. Я же могу перефразировать его: жизнь слишком коротка, чтобы вести любую, а не лучшую деятельность.

Язык цветов и трав
Как и всякому плоду нужно созреть, так и мне понадобилось достаточно усилий, чтобы решиться посягнуть на эту тему...
Диагноз времени
В 1947 году, сразу после Второй Мировой войны, была опубликована блестящая работа двух философов Франкфуртской школы Макса Хоркхаймера и Теодора Адорн...
Оставить комментарий
Примечание: HTML не публикуется!