Что ты чувствуешь? О чем переживаешь? Расскажи о своих эмоциях!
⠀
Человечество прошло три этапа в оценке статуса эмоционального.
⠀
В мире античных героев, в мире диалогов Платона, в мире римских аристократов периода Республики и римских стоиков периода Империи копаться в эмоциональных настроях и чувственных ощущениях было делом неблагородным и плебейским:
⠀
- У тебя тонкие душевные переживания? Завтра твой легион идёт в поход. Послезавтра у тебя выступление в сенате.
⠀
- У тебя душевная хандра? Выпей вина с друзьями, обсуди урожай оливок или диалог Платона. Некогда предаваться эмоциональным излишествам. Это пусть Сафо описывает свои страдания от любви к прекрасной девушке. Нам не до этого...
⠀
Если эмоции выражаются, то это эмоции сильные и героические. Ненависть (пойду убью Гектора), любовь (спешу к своей Пенелопе). Все просто, аскетично и определённо. Так воспитывали и английских джентльменов многими веками позже.
⠀
Потом стали углубляться в свои душевные состояния, открывая их Богу. Этот стиль придумали царь Давид и Августин. Они Богу все рассказывают, все эмоциональные детали описывают, стенают, жалуются, скорбят. Зачем? Чтобы их отбросить и чтобы очиститься. Чтобы стать твёрдым и очищенным перед Господом. Так делают святые, так делают мистики. Они работают с эмоциями, описывают их, чтобы возвыситься над ними, чтобы все эти сотни «оттенков серого» сублимировать в энергию духовного преображения.
⠀
Но вот человечество вступило в третий этап. О своих «тонких эмоциональных переживаниях» сообщают уже не Богу (не верят в Него), а себе, любимому, и друг другу, «миру». Купаются в эмоциональных волнах, изобретают новые оттенки эмоциональных состояний. Чем больше эмоций, тем лучше и чем больше эмоциональных томлений, тем больше диагнозов.
⠀
А может мы осознали свою ценность и встретились сами с собой?
⠀
Как считаете?
⠀
P.S. За мое эмоциональное состояние сегодня ответственны: гвоздика, фиалка лесная, папоротник, лаванда, тысячелистник, вероника, лобелия и иже с ними